|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
30.05.2019 :: Технология бизнеса :: Как монетизировать психотерапию с помощью игр
Евгения Ганина, основатель Центра психологического мастерства, и Алена Росич, руководитель проекта и автор трансформационных игр, рассказали Контур.Журналу, почему сейчас благоприятное время для развития психологических проектов, как схема Игоря Манна позволяет продвигать бизнес без рекламы и как упаковывать психологию в онлайн и офлайн-курсы. Бизнес-идея и первоначальные инвестицииВ 2005 году Евгения Ганина, получив диплом психолога, начала преподавать в Университете психологии. Когда преподавать разонравилось, она ушла в Урало-Сибирский институт бизнеса разрабатывать программу MBA в должности инвестора по науке. Этот опыт позволил предпринимательнице познакомиться с лидерами мнений и научиться бизнес-навыкам, которые до этого от нее, как от человека науки, были очень далеки. Первым бизнесом стала большая музыкальная студия, объединившая в себе студию звукозаписи, музыкальную школу и несколько репетиционных студий. Этот проект был создан почти без денег, но помог Евгении заработать первый миллион. Второй бизнес задумывался как бренд одежды с производством полного цикла. В результате в городе появилась небольшая фабрика по производству вязаной трикотажной одежды, которая продавалась в Екатеринбурге, Тюмени, Москве. Позже предпринимательница передала второй бизнес своей сестре. «Позже я задумалась, что мое хобби отличается от хобби обычных людей, — говорит Евгения Ганина. – Кому-то нравится петь, кому-то рисовать, а мне нравится создавать стартапы, и это у меня довольно хорошо получается. После моего ухода они продолжают развиваться с другими людьми во главе». Центр психологического мастерства, появившийся в 2017 году, объединил в себе психологию, образование, бизнес и помог Евгении совместить все экспертные знания и навыки в одном проекте. «У меня всегда были клиенты на сопровождении и консультировании, меня приглашали читать мастер-классы и курсы, руководить образовательными центрами, — рассказывает предпринимательница. – И я подумала, что пришло время объединить свои умения в собственном деле». По словам Ганиной, сфера психологических услуг — это очень зыбкий бизнес, поэтому поначалу ей было страшно, что она не сможет заполнить сетку консультациями, учебные группы не наберутся, а поддержать ее в первом одиночном проекте будет некому. Однако сразу же после анонса в центр начали приходить уже знакомые клиенты, появились новые — так на консультации, мастер-классы и тренинги стали набираться люди. Постепенно в команде появились три постоянных психолога. «Основные ошибки в развитии проекта — неудачи в партнерстве, — делится опытом Евгения. – Когда ты планируешь что-то с человеком или организацией и делегируешь часть задач партнеру, тебя могут подвести. Это приводит к временным и денежным потерям и разочарованию в сотрудничестве. Зато такой опыт учит более внимательно подходить к юридической стороне вопроса, закреплять все на бумаге, больше присматриваться к людям и к их проектам. Именно качественное партнерство позволило нам в марте провести фестиваль развивающих игр с аншлагом и получить множество запросов на еще несколько таких фестивалей».
Сейчас основные статьи расходов — аренда, пополнение методических материалов, видеосъемка и монтаж образовательных курсов. Главная финансовая задача на ближайшие пять лет — купить собственное помещение. «Я все стараюсь сделать очень качественно, но за минимальную сумму, — рассуждает Евгения. – Сейчас я снимаю кабинет в центре города по невысокой цене, здесь мне повезло. И мебель для кабинета мне удалось купить намного дешевле. Чтобы все оборудовать на первоначальном этапе, мне хватило 150 000 руб. без учета закупки методических материалов». Клиенты и конкуренцияПсихологические услуги активно помогают развивать соцсети: «ВКонтакте», Instagram и в меньшей степени Facebook. Лучше всего, по словам Евгении Ганиной, для привлечения клиентов работает схема Игоря Манна, когда один клиент приводит пятерых. Это позволяет не вкладывать деньги в рекламу и получать качественных клиентов. Фестивали также повышают узнаваемость трансформационных игр и самого центра. В основном в центре работают со взрослыми, которые приходят с разными запросами — ищут себя и свое предназначение, испытывают сложности в коммуникации в личной и профессиональной сфере, задумываются о связи здоровья и психологии — похудении или психосоматике. В центре не работают с людьми, которые ищут чуда и приходят за волшебной таблеткой. «На данном этапе мы можем позволить себе отказываться от некоторых клиентов — например, тех, кто не готов вкладываться в собственную жизнь, — говорит Евгения Ганина. – В нашей сфере волшебства не бывает, это только совместный труд и в большей степени труд самого клиента. Мы помогаем людям, направляем их, даем им инструменты, алгоритмы и знания, которые позволяют улучшить качество жизни. В Екатеринбурге очень много психологов, но каждый отличается профессионализмом, талантом, умением работать с клиентами и искать альтернативные психологические инструменты, которые позволяют людям совершенствоваться. Таким инструментом для нас стали трансформационные игры, благодаря которым мы можем выделиться среди коллег и привлечь особую категорию клиентов». С помощью трехчасовой игры клиент знакомится с центром и его сотрудниками и позже готов прийти на индивидуальную терапию или консультацию, чтобы получить более глубокий результат. Примерно 80 % клиентов, которые приходят на игры, продолжают работу с центром. По словам Алены Росич, формат трехдневных тренингов и мастер-классов отходит — аналогичный результат можно получить за два-три часа с помощью игры. Первой пробной игрой в центре стала «Психудейка», которую центр купил у разработчиков. После этого Алена Росич стала писать собственные игры. Помимо психологов в центре работают маркетологи, менеджеры по развитию. «Рынок психологов полон, но качественных специалистов не так много, — делится опытом Алена. – Иногда люди, прошедшие наши игры, запускали свои. На самом деле для такой работы нужно специальное образование, опыт психологии и ведения таких игр, иначе можно навредить клиенту». Особенности терапевтических игрНа рынке не так много терапевтических игр. В центре психологического мастерства пишут и продвигают свои игры, которые помогают психологам познакомиться с клиентами и в дальнейшем пригласить их на психотерапию и на консультации.
Трансформационные игры объединяют в себе групповую терапию, тренинги, мастер-классы и коучинговые консультации. Каждая игра нацелена на определенный запрос клиента: снижение веса, психосоматику, управление стрессом, формирование здоровых отношений, поиск себя. Игра может быть индивидуальной, групповой и корпоративной. Например, игра «Управление стрессом» популярна среди руководителей компаний. Основная категория проектов в центре предназначена для взрослых. Для подростков есть два проекта — курс «Я успешный. Я 2.0», который состоит из модулей «отношения», «творчество», «бизнес» и «самоопределение». Годичный курс, который направлен на то, чтобы помочь подросткам самоопределиться, начать выстраивать отношения в коллективе, с родителями. Для подростков и взрослых разработан двухчасовой проект «Вербатория», в котором по импульсам головного мозга считывается потенциал участника. Это помогает определить сильные стороны кандидата и подобрать подходящие ему профессии. Центр также проводит семейные консультации и семейный фестиваль с играми для подростков и родителей. «За три часа игры старые нейронные связи начинают разрушаться, — говорит Алена Росич, руководитель проекта и автор трансформационных игр. – Выходя с игры, человек осознает, что нужно изменить в своем поведении. Например, психосоматика помогает справиться с эмоциональным выгоранием — человек понимает, в чем его стратегия разрушительна. Управление стрессом погружает клиента в его гнев или тревогу — он больше не убегает от них, становится более уверенным и меняет отношение к рабочим процессам». Одновременно в игре могут участвовать не больше шести не знакомых друг с другом человек. Игра состоит из пяти-семи этапов. У каждого участника есть рабочая тетрадь, в игре используются метафорические карты и методы арт-терапии. Каждый этап предполагает более глубокое погружение клиента в его бессознательное. В финале игры человек должен прийти к вариантам решения проблемы. Для корпоративных игр используются демоверсии с меньшим количеством этапов и с большим количеством участников.
По словам Алены Росич, в последние два года отношение клиентов к психотерапии заметно меняется. Центр завоевал хорошую репутацию на рынке, отходит скептическое отношение и недоверие к работе психолога. Россия сейчас приближается к американскому формату, когда у каждой семьи есть свой психолог. «Все больше людей стремятся к осознанности и переменам в своей жизни, — говорит Алена. – В мире много неврозов, депрессий, панических атак и зависимостей, которые ухудшают качество жизни и работоспособность. Мы разрабатываем игры на основе запросов клиентов. В последние года было много запросов на то, как работать со стрессом и зависимыми отношениями». РазвитиеВ Центре психологического мастерства делают упор на образование и готовят офлайн- и онлайн-курс «Игромастер» для людей, которые хотят вести игры — терапевтические, трансформационные, коучинговые, психологические. В планах запуск и других образовательных продуктов, связанных с повышением квалификации: самокоучинг, коучинг в образовании и коучинг в организации. Эти программы будут нацелены на средний и крупный бизнес. «Мы пытались вывести трансформационные игры в онлайн-формат, но у нас это не очень получилось, — делится результатами Евгения Ганина. – Клиенты хотят живого общения здесь и сейчас с участниками, которые сопровождают их в терапевтическом процессе. Офлайн-формат интереснее для людей». В будущем Евгения и Алена планируют масштабировать продажу авторских игр на всю Россию. Советы Евгении Ганиной для тех, кто хочет запустить проект, связанный с психологией
ИДЕИ ДЛЯ БИЗНЕСА
|
|
||||||||||||||||||||||||